Ежемесячная выплата и социальная пенсия родителям детей-инвалидов
- Подробности
- Создано 23.06.2025
Одному из трудоспособных родителей (усыновителей), проживающему на территории РФ, который не работает либо работает на условиях неполного рабочего времени (в том числе дистанционно или на дому), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, полагается ежемесячная выплата (далее также - компенсация). Она предоставляется на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом и производится к установленной ему пенсии (пп. "а" п. 1, п. п. 3, 4 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397).
СФР на основании имеющихся в его распоряжении сведений осуществляет информирование потенциальных получателей о возможности установления им такой выплаты, условиях ее установления и порядке обращения за ее назначением. Информирование осуществляется через личный кабинет родителя ребенка-инвалида на Едином портале госуслуг, а при отсутствии такового - по почте (п. 20, пп. "ж" п. 21 Правил).
Потребуются следующие документы (п. 3 ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ; п. п. 5, 7 Правил):
1) заявление с указанием даты начала ухода и вашего места жительства;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) свидетельство о рождении, если соответствующие сведения отсутствуют, в частности, в Едином государственном реестре ЗАГС (если заявление подается родителем ребенка-инвалида);
4) свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении (если заявление подается усыновителем ребенка-инвалида).
Заявления и документы могут быть представлены непосредственно в тот орган, который выплачивает пенсию ребенку-инвалиду. Чаще всего таким органом является СФР, поэтому далее рассмотрим обращение в его территориальный орган (ТО). Заявление и документы также можно подать в МФЦ (при наличии соглашения о таком взаимодействии между органом, выплачивающим пенсию, и МФЦ) или направить в электронной форме, в частности через личный кабинет на Едином портале госуслуг. В последнем случае потребуется электронная подпись (п. 8 Правил).
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг документ, удостоверяющий личность гражданина, его возраст и гражданство, не требуется (п. 8(1) Правил).
Некоторые сведения, например сведения органа службы занятости по месту вашего жительства о том, что вы не получаете пособие по безработице, сведения о неполучении вами пенсии, ТО СФР запрашивает самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 7 Правил).
Полный перечень необходимых документов рекомендуем предварительно уточнить у должностных лиц, ответственных за оформление ежемесячной выплаты.
Решение о назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом принимается ТО СФР в течение одного рабочего дня с момента поступления в ТО СФР необходимых документов (сведений). Выплата назначается с того месяца, в котором вы обратились за ее назначением, но не ранее дня возникновения права на нее (п. п. 9, 10 Правил).